18:33 Жизнь по новому Уголовно-процессуальному кодексу Украины | ||
Изменились сроки досудебного расследования для преступления средней и легкой тяжести - шесть месяцев, для тяжких и особо тяжких преступлений - 12 месяцев. Отныне направить дело на дополнительное расследование будет не возможно. Если вина подсудимого не доказана, суд обязан вынести оправдательный приговор. Появляется новая фигура в уголовном процессе это следственный судья. Согласно Ст.3 п.18 УПКУ «следственный судья - судья суда первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве.». Об эффективности такого подхода говорить еще рано. И учитывая загруженность, к примеру районных судов, остается надеяться, что это не будет просто формальностью для принятия «нужных» решений. Еще одна, уже достаточно нашумевшая статья, нового УПКУ негласные следственные действия, так согласно Ст.246 п. 2 «Негласные следственные (розыскные) действия проводятся в случаях, если сведения о преступлении и лице, его совершившем, невозможно получить другим способом. Негласные следственные (розыскные) действия, предусмотренные Ст.260 Аудио и видеоконтроль лица,Ст. 261 Наложение ареста на корреспонденцию, Ст.262 Осмотр и выемка корреспонденции, Ст.263 Снятие информации с транспортных коммуникационных сетей( в.ч. Интернет, чаты во всех соц. сетях и т. д), Ст.264 Снятие информации с электронных информационных систем, производятся исключительно в уголовном производстве по тяжким или особо тяжким преступлениям.» Что особенно настораживает, так это формулировка « невозможно получить другим способом». Каким образом будет приниматься решение, о том, что другим способом не возможно получить сведения? Стоит обратить внимание на то, кто принимает решение о проведении негласных следственных действиях - следователь, прокурор,следственный судья по ходатайству следователя или прокурора. Согласно Ст. 250 в исключительных случаях негласное следственное действие может быть проведено и без разрешения следственного судьи. Теперь, все показания полученные не в судебном процессе не будут приниматься к рассмотрению. Статья 95 п.4. УПКУ указывает на то, что суд может обосновывать свои выводы лишь на показаниях, которые он непосредственно получил во время судебного заседания. Суд не вправе обосновывать судебные решения показаниями, предоставленными следователю, прокурору, или ссылаться на них. Изменился порядок и перечень применяемых мер пресечения. Итак Ст.179 УПКУ предусмотрены такие меры пресечения: 1) личное обязательство;2) личное поручительство;3) залог;4) домашний арест;5) содержание под стражей. Содержание под стражей является исключительной мерой, которая применяется исключительно в случае, если прокурор докажет, что ни одна из более мягких мер не сможет предотвратить риски, предусмотренные Ст.177 УПКУ. По новому УПКУ введен суд присяжных, но только для тех категорий подозреваемых, которым грозит пожизненное заключение. Суд присяжных должен состоять из двух профессиональных судей и трех присяжных судей. Суд присяжных создается при местном суде первой инстанции. Для утверждения списка присяжных территориальное управление Государственной судебной администрации Украины обращается с представлением к соответствующему местному совету, который формирует и утверждает в количестве, указанном в представлении, список граждан, постоянно проживающих на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Такой список утверждается один раз в два года. Претерпел изменения институт защиты в уголовном процессе. Теперь в качестве защитников в уголовном процессе могут быть только адвокаты. Исключением является ситуация если подозреваемым, обвиняемым является несовершеннолетний или лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, к участию в процессуальных действиях вместе с ним привлекается его законный представитель. 18.11.2012 года. | ||
|